От автора: Лилит — это энергия, в той или иной мере воплощенная в каждой женщине. Энергии Лилит можно противопоставить энергию Евы. В каждой женщине присутствует и Ева и Лилит, но какой-то из этих архетипов, как правило, превалирует; так в женщине реализуется закон единства и борьбы противоположностей.

В начале был мятеж,
Мятеж был против Бога,
и Бог был мятежом.
И все, что есть, началось чрез мятеж.1

Лилит — первая возлюбленная Адама, созданная из праха и равная ему по замыслу Творца. Упрямая и вечно бунтующая, она покидает Адама, не желающего признать её равенство. Информации о ней очень мало. В мифах она представлена самим исчадием Ада, пожирающим младенцев и творящим прочие кошмары. Но гораздо интереснее и эстетически приятнее исследовать притягательный образ Лилит через произведения искусства, далекого от черно-белого восприятия мира.

То, что я здесь напишу, будет лишь моим видением и интуитивным ощущением, основанным на наблюдении за собой и другими женщинами. Это — не анализ информации, известной о Лилит, с погружением в древние первоисточники, а просто попытка познать её изнутри, позволив себе раскрыть собственную связь с Лилит в процессе написания.

Сразу хочу внести уточнение, что употребляя в тексте имена Лилит, Адама и Евы, я подразумеваю не конкретных мифических персонажей, а воплощение этих архетипов в обычных людях: в нас с вами.

Лилит — это энергия, в той или иной мере воплощенная в каждой женщине. Энергии Лилит можно противопоставить энергию Евы. В каждой женщине присутствует и Ева и Лилит, но какой-то из этих архетипов, как правило, превалирует; так в женщине реализуется закон единства и борьбы противоположностей. И хотя христианская традиция полностью отрицает, что у Адама была жена до Евы, для меня существование Лилит, как некоей воплощенной в женщине энергии, является неоспоримым.

Согласно мифам, Лилит покинула Адама, и благодаря этому спаслась от «грехопадения». Впрочем, не покинь она его, возможно, от него спасся бы и сам Адам, ведь у нее хватило бы ума не срывать запретный плод, несмотря на бунтарский дух.

Таким образом, Лилит осталась бессмертной, но стала демоном, одержимым местью за то, что слабовольный Адам не принял ее вызов и предпочел ей более «удобную» и послушную Еву. И, тем не менее, Адам вечно тоскует по Лилит.

Лилит олицетворяет вечную женственность, неодолимый соблазн для мужчины, обольстительность и гордость, ум, свободу, независимость и непокорность. И бесстрашие. Лилит жила по зову бунтующего сердца, не боясь ни Адама, ни Бога, ни мук Ада.

Для меня образ Лилит — это воплощение женского Эроса.

И дело тут вовсе не в ее сексуальности и властности, а прежде всего в том, что Лилит, в моем представлении, чуждо все земное. И хоть сама она пробуждает в людях огонь, ее сущность подобна воздуху. Неосязаемая и невесомая, она смотрит на нас сверху и хохочет, наблюдая наше муравьиное мельтешение и озабоченность «мирскими» проблемами.

Все, что так дорого Еве — постоянство, стабильность, домашний уют, обязанности, гарантии и уверенность в завтрашнем дне — чуждо бунтарскому духу крылатой Лилит, живущей вне времени и пространства. Воплощение Лилит в женщине и одержимость ею мужчиной — это отголоски памяти о былом бессмертии. И нередко человек обнаруживает в себе готовность поставить на карту всю свою жизнь и броситься в объятия Лилит лишь ради того, чтобы на мгновение ощутить на своих губах сладкий привкус Вечности.

Но рот твой, вырезанный строго, таил такую смену мук, что я в тебе увидел бога и робко выронил свой лук…

Если Лилит так прекрасна, почему она считается демоном?

В общественном сознании «демон» — это воплощение зла. Не стоит при этом забывать, что нам — людям, не познавшим Недвойственную природу всего на уровне опыта — свойственно все делить на плохое и хорошее, на черное и белое. Демоническим, по сути, является все то, что угрожает жизни земной, жизни материи, жизни, возникшей в результате «грехопадения». Лилит — яркий тому пример. Ей нет дела до продолжения рода, до блага общества и прочих «мирских» заморочек. Секс интересует Лилит, прежде всего, как способ наслаждения, а не как способ зачать ребенка (в отличии от Евы), чтобы потом посвятить себя семье. Может быть, она захочет жить с Адамом, а может и нет. Может быть, захочет родить детей, а может и нет. Одному Богу (или черту?) известно, что там у нее на уме. Да и сама она, скорее всего, этого не знает. Для нее не существует принципов и правил.

Чем больше в женщине выражено преобладание Лилит над Евой, тем более ей свойственны эти качества. Невозможно предсказать, чего женщине-Лилит захочется завтра, но возможно знать наверняка — она пойдет и сделает это, невзирая ни на что.

Она нарциссична, и в этом прослеживается ее родство с Люцифером. Само собой, что мужчина, подпитываемый энергией женщины-Лилит, со временем станет таким же неуправляемым и непредсказуемым.

Исходя из вышесказанного, не мудрено, отчего Лилит считают воплощением зла, пожирающим младенцев, а христианская религия и вовсе ее не признает.

Ева гораздо удобнее с точки зрения управленческой функции религии, которая, безусловно, давно стала одной из основных ее функций. Адам и Ева — идеальный материал для власти, очень «удобная» пара. В то же время, их тип взаимоотношений идеален и с точки зрения продолжения земной человеческой жизни, в отличие от союза Адама с непокорной Лилит. Возможно, не будь в нашем мире Лилит, человечество не знало бы войн и многих других бед. Но не знало бы оно и искусства. И красивых поступков. И героизма. Мир был бы тусклым и однообразным, и изо дня в день тянулась бы серая обыденность, высасывающая из людей само ощущение себя Живыми. Ведь «художники существуют только потому, что мир несовершенен».

 

Ты об Еве слыхала, конечно, не раз,
О праматери Еве, хранящей очаг,
Но с какой-то тревогой… И этот рассказ
Для тебя был смешное безумье и мрак.
У Лилит — недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут:
А у Евы — и дети, и стадо овец,
В огороде картофель, и в доме уют.

 

Чем больше женщина одержима Лилит — тем больше она обречена страдать. И это, опять же, вписывается в представление о том, что Лилит — это все-таки демон.

Мы — не вольные духи, а всего лишь люди. И на каком бы уровне ни пребывало наше сознание, мы в любом случае ограничены физическим телом. Мы живем в мире материи, в земном мире. И в этом земном мире женщина, воплощающая собой Лилит, всегда будет ощущать презрение и осуждение общества. Потому что общество — это живой организм, и как любой организм, он наделен инстинктом самосохранения и способностью предчувствовать приближающуюся угрозу. Лилит, живущая земной жизнью, — это птица, запертая в тесной клетке чуждых ей ограничений и постоянного насилия ее истинной сущности во имя блага общества. Как правило, женщине — Лилит очень трудно найти общий язык с другими женщинами, и обусловлено это, опять же, женской интуицией, ощущающей таящиеся в Лилит опасности. Она обречена страдать, прежде всего потому, что чувствует себя в тисках земного мира, отвергнутая одновременно и небесами, и этим земным миром. Еве же для счастья надо не много — найти своего Адама и спрятаться «за мужем».

 

История знает период, когда общество объявило Лилит настоящую войну. Это — «охота на ведьм», времена Святой Инквизиции. Все те черты, которые делали женщину подозреваемой в колдовстве — природный магнетизм, завораживающий взгляд, харизма, умение обворожить, околдовать, соблазнить — это черты Лилит. С этой точки зрения можно даже сказать, что подозрения Инквизиции в демонизме этих женщин строились не на пустом месте. Но способ, который был выбран для борьбы с Лилит как с демоном, — такой же демонический. Это была война демонов против демонов. Впрочем, так можно сказать про любую войну. Ибо святости война неведома.

Но рот твой, вырезанный строго,
Таил такую смену мук,
Что я в тебе увидел бога
И робко выронил свой лук.
Толпа рабов ко мне метнулась,
Теснясь, волнуясь и крича,
И ты лениво улыбнулась
Стальной секире палача.

Лилит – это погибель для земной человеческой жизни. Ну, или, по крайней мере, для жизни социальной. Если представить, что в мире существует только энергия Лилит без Евы, то этот мир будет воплощать собой сплошной хаос. Но почему Творец наделил энергию Лилит такой магнетической притягательностью? Куда логичнее было бы наделить ею Еву — мать, от которой пошел весь род человеческий, и личные качества которой гарантируют непрекращающуюся земную жизнь. Но почему Лилит? Может быть, наше влечение к Лилит основано на интуитивном ощущении, что она открывает путь к куда более высшим формам существования сознания? Энергия Лилит — это сила, и как любую силу, ее можно использовать во имя блага и развития.

Более того, есть еще одна очень интересная мне закономерность. Чем более развито общество, тем больше в нем воплощен в жизнь дух Лилит: равенство полов, свобода творчества и бунта и тому подобное. Если посмотреть статистические данные о рождаемости, нетрудно заметить и другую закономерность: чем более развито общество, тем ниже индекс рождаемости. Большинство людей скажет, что низкая рождаемость — это плохо, но у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Может быть да, а может и нет. Ведь нам не дано знать, что находится там, за пределами земного существования? А может там и нет ничего? Может быть,  Лилит нас ведет к погибели не только в физическом, но и духовном смысле, а может —наоборот, назад в Рай, к свободе от земных оков? Ведь те, кто говорят, что она все-таки ведет в Ад, не могу заслуживать доверия, так как имеют с этого личную выгоду. Ад и Рай — это лишь земные понятия, которые рано или поздно исчезнут вместе в иллюзией разделенности.

Способна ли Лилит, как воплощение Эроса, ускорить этот процесс?

Лилит — это одновременно голос глубин и голос небес. Ум, вкусивший «запретный плод» и познавший сравнительное восприятие, Добро и Зло, будет вечно пытаться понять ее природу, чтобы отнести ее к одному из полюсов. Но с Лилит это не возможно, ведь сама она не ела того плода. Она не знает Добра и Зла. Она — воплощение Эроса, стремящего всё время выйти за рамки, превзойти, не давая своим действиям ненужных оценок и не выдвигая суждений. Именно поэтому Лилит так близка творческим личностям и обожествляема ими, в то время как личностям, стремящимся запихнуть человечество в узкие рамки и правила, она противна и представляется самим дьяволом. Как бы мы не относились к Лилит, она никогда не отступит. Эта битва заведомо проиграна, и, возможно, именно таков замысел Творца. Она, манящая и непокорная, будет являться нам время от времени, и своим поцелуем оставлять на губах сладкий привкус Вечности, не позволяющий забыть свою истинную, глубинную и бессмертную природу. И это прекрасно.

На мой взгляд, это стихотворение в полной мере отражает всю глубину, силу, красоту, мощь, и в тоже время, безъисходное одиночество этого архетипа…и ПУТЬ РАЗВИТИЯ! 

Счастье возможно, и самое главное условие для этого – найти себя.

Укутавшись в шелк темных длинных волос,
Cидела Лилит на огромной скале.
Струился за ней томный флер тубероз.
Стелился туманом, терялся во мгле.

В заплаканном небе всходила луна,
Плела свои сети обида и боль.
Адаму отныне она не жена.
Отверг ее сердце он ради другой.

И слезы ее, превращаясь в сапфир,
Все капали в бездну, как капли дождя.
Обида на Бога, обида на мир.
И злость на запреты и слово «нельзя».

Господь, — обращалась она к небесам.
Создатель и ночи, и светлого дня.
Дай вздох утешения женских слезам.
Ответь мне – зачем же ты создал меня?

Как снег мое тело, и брови вразлет.
Душа словно птица –свободы печать.
И жажда творения в небо влечет.
Гореть, наслаждаться, любить и летать.

Вкусив моей страсти – так много мужчин,
Сходили с ума и желали еще.
Никто не хозяин мне. Не господин.
Cо мною, как с солнцем – всегда горячо.

И рада была б я быть просто женой.
Да только Адам стал неволить меня.
Хотел меня сделать покорной слугой.
Навроде собаки, осла иль коня.

Но ползать не может рожденный летать.
Жаль, страсти моей он не смог оценить.
Да, с Евою проще свой век коротать.
Вот только Творец, расскажи – как мне быть?

Зачем же ты создал так много огня?
Полно мое сердце сияющих лун.
Неужто никто не оценит меня.
Не тронет со страстью души моей струн?

Вдруг молния света спустилась со звезд.
Во мгле проявился красивый портрет:
Копна золотистых как солнце волос,
И тьма на крыле – Преисподней привет.

Сияющий лик и пылающий взгляд
Отвесил поклон – воплощенье манер,
(Лилит улыбнулась – как щеки горят).
Мятежный архангел князь тьмы Люцифер.

Опасный как Смерть, и прекрасный как сон.
В глазах ее зелень дурмана зажглась.
Наслышана много, что света лишен.
Зачем же явился ко мне, темный князь?

В глаза с любопытством взглянула ему.

И вдруг окунулась в неведомый мир.
Упала, как в бездну, в кромешную тьму.
Увидела звезды, кометы, эфир.

Увидела жизни и смерти врата,

Увидела море, леса и поля.

Увидела что родила пустота:
И тайну – зачем появилась Земля.

Хотелось молчать, и смотреть, и смотреть.
Как в темных глазах разгорался рассвет.
Хотелось во взгляде его умереть,
И снова воскреснуть чрез тысячи лет.

А демон молчал и смотрел на нее.
Сквозь сотню мгновений он вдруг предложил
Ну что по душе тебе чувство мое?
Никто до меня тебя так не любил?

Пусть жалкий Адам пропадет словно сон.
Ни страсти, ни сил ему не дал Творец.
Лишь демон, который безумно влюблен,
Способен ценить королеву сердец.

Не бойся, что темен и грозен мой лик.
Не враг небесам я, мы с Богом друзья.
Наврали все люди – их глупый язык.
Что злобен, кошмарен и пагубен я.

Мне небо подвластно, я свой на земле.
Летаю как ветер, везде где хочу.
Я Божий посланник и в свете, и в мгле.
Летим же со мной, я тебя научу.

Как в небе ночном обнимать облака.
Нестись словно вихрь в сумаcшедший полет.
Как плыть под водой, и скользить как река.
Гулять по земле, если сердце зовет.

 Лилит отвечала: но я не хочу.
Быть чьей-то женой и рабыней опять.
Боюсь я – что если с тобой полечу,
Свободу я снова могу потерять.

Раскатами грома его был ответ.
Смеялся до слез темный князь Люцифер.
Тебя подчинять – просто смысла мне нет.
Не делают кошек из черных пантер.

Я есть воплощенная сила и власть
Доказывать это уже ни к чему.
Возьми мою нежность, возьми мою страсть.
Не страху, ты сердцу поверь своему.

Подруга нужна мне в великих делах.
Я господа вечный посланник ночной
Ну, что, полетели на легких крылах.
Разделишь удел мой небесной-земной.

Скрепив поцелуем безмолвное «да»,
Две тени сплелись по веленью сердец.
Пантера и демон. Вдвоем навсегда.
Отличная пара, — промолвил Творец.