№1: «Ma!..», или Призыв к материнской сердечности.

— Подобная история обычно обнаруживает сочувствующую мать, старавшуюся в детстве всячески обласкать ребёнка, у которого были проявления экссудативного диатеза. К сожалению, очень часто именно такая заботливая мать является реальной причиной превращения детского диатеза в нейродермит. Дело же в следующем: не только ребёнок испытывает потребность в матери, но и мать испытывает не меньшую потребность в нём. Ребёнок и мать взаимно стремятся друг к другу… Потом, когда в связи с развитием ребёнка он постепенно начинает отдаляться от матери, она инстинктивно обнаруживает возможность удерживать его рядом, «лелея болезнь»… Стремление же к ласке, вниманию и заботе у человека неизживно, поэтому не странно, что бессознательно «ребёнок» начинает «подыгрывать» матери, дабы и далее оставаться рядом с ней, в её нежных родительских объятиях… Так закрепляется, внушается болезненное состояние, а больной застревает в роли «ребёнка». К сожалению, это очень частая история, и по-человечески она хорошо понятна: в ней нейродермит выражает сильный интерес сохранения близких отношений между заботливой «матерью» и «ребёнком». Почему эти слова взяты в кавычки? — Потому что для взрослого человека такие отношения могут быть уже вполне символическими, внутренними… Тогда даже смерть матери не изменяет положения вещей: во-первых, в роли «матери» могут выступать другие близкие люди; во-вторых, «мать» может быть мнимым партнёром по «внутреннему диалогу».

Кстати заметить, проявления нейродермита на такой психологической основе чаще всего расположены на видных местах: личико, шейка, ручки (открытые части)… Хотя, конечно, возможны и другие видные «маме» места.

 

№2: Когда мать «одна на всех». — В этом случае формирование нейродермита и застревание человека в роли «ребёнка» связаны с относительным дефицитом материнской любви, когда мать не может всё своё внимание уделять одному ребёнку. Конкурентами же являются братья и сестры. Имея проявления экссудативного диатеза, ребёнок невольно использует своё страдание для привлечения материнского внимания. История в целом очень похожа на вышеизложенную, но проявления нейродермита, как правило, гораздо более гротескны: чтобы привлечь внимание матери в условиях «конкуренции» они должны бросаться в глаза… При этом обычно имеют место также повышенная раздражительность или даже агрессивные чувства не только в отношении тех членов семьи, которые «отнимали» мать, но и в отношении самой «матери».

№3:  Нейродермит как выражение душевного конфликта на сексуальной основе. — Рассмотрим такую возможность применительно к женской истории. И это будет опять-таки лишь частный вариант.

Чтобы он был понятен, надо обязательно иметь в виду, что половое становление человека осуществляется не просто в результате полового созревания, но за счёт освоения соответствующей половой роли, а она — продукт конкретной культуры и потому всегда определена ею. Поскольку современная культура имеет патриархальный характер, ей свойственно негативное отношение к естественной женской сущности. Вследствие такого положения взрослая женщина всегда ограничивает, сдерживает своей социальной природой своё природное женское естество, «самку»… И, если такое ограничение оказывается чрезмерным, имеет место болезненный конфликт, который иногда выражается в виде нейродермита… При этом расположение кожных изменений и зуда, как правило, таково: внутренняя поверхность бёдер и голеней, промежность; передняя поверхность шеи; ладонная поверхность сгибов на руках; подколенные ямки. В сущности, это своеобразные эрогенные зоны, от раздражения которых человек получает некоторое психосексуальное удовлетворение…

Похожий механизм формирования проблемы имеет место и в тех случаях, когда женщина весьма женственна, занимает нормальную женскую позицию, но вынуждена вести борьбу с какой-либо привычной формой суррогатного удовлетворения половой потребности, например — с онанизмом. Если при этом другой, более приемлемой формы удовлетворения половой потребности нет, возможны кожные изменения и зуд в таких местах, которые имеют символическое отношение к сексу. В подобной ситуации природное женское начало, являясь своей «хозяйке» в эрогенных зонах, как бы говорит: «Ну потрогай меня! — Будь мужчиной…» «Но ведь достойная женщина не должна быть „мужчиной“», — уверена женщина… а зуд становится сильнее…

№4: Нейродермит как психологическая защита. — Поскольку проявления нейродермита это не только зуд, но ещё и портящие внешний вид кожные изменения, в ряде случаев больной бессознательно использует их для «оправдания» в собственных глазах той или иной своей недееспособности… Например, так дело обстоит, если человек не может наладить нормальное общение. «На помощь» такому «некоммуникабельному» человеку приходит его собственный нейродермит, который может так разукрасить и физиономию, и другие видные места, что действительно показываться на глаза кому бы то ни было будет стыдно… Аналогичное положение складывается также тогда, когда человек боится половой близости или плохо относится к ней. В этом случае проявления нейродермита, располагаясь в районе половых органов, призваны оправдывать страх или недееспособность.